Возрождение традиций семейного чтения

      Проект "Волшебный рюкзачок"


Цель проекта: Возрождение традиций семейного чтения .

Задачи: мотивация детей дошкольного и младшего школьного возраста к чтению; содействие семейному чтению, как основы благоприятного психологического климата в семье; популяризация лучшей классической и современной детской литературы.

Участники проекта: учащиеся младшего школьного возраста и родители, бабушки и дедушки. 

Описание проекта.

«Волшебный рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в который помещаются книги для детей (4-5 экз.) и для родителей (1-2 экз.).

            Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы в соответствие с возрастом детей.

Комплект литературы для родителей — это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или « Как стать родителем читающего ребенка» и т.д.

Рюкзачок используется по принципу «кольцевой почты». Для выбранной библиотекарем группы (учащихся одного класса и их родителей) на определенный период в зависимости от количества участников (до 6 месяцев) выдается рюкзачок. Во время прочтения участники делятся своими впечатлениями, пишут сочинения о прочитанном и рисуют иллюстрации. Каждой семье предполагается прочитать рекомендуемые книги в течение 6-10 дней.

К началу проекта и подведению итогов организуется торжественное театрализованное представление. Для подготовки и реализации проекта проводится рекламная кампания. В библиотеке оформляются выставки с рекомендуемыми книгами, дается информация о проекте, справочная литература. Особая роль в проекте отводится преподавателю, как руководителю детского чтения и участнику проекта. На учителя возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьях своего класса.

 

Примерный план работы проекта.

 

  1. Проведение информационной кампании: информационные листовки-обращения к родителям, выступление на родительском собрании, информация в СМИ.      
  2. Оформление информационных уголков в группах и классах, участвующих в проекте.
  3. Разработка положений о конкурсе детских сочинений, фотоконкурса.           
  4. Оформление книжной выставки в библиотеке.
  5. Приобретение рюкзачков, подбор литературы, методических пособий.                  
  6. Подготовка и издание буклетов «Секреты для взрослых, или «Как стать родителем читающего ребенка».                                                                                                   
  7. Торжественное открытие: вручение первых рюкзачков. Фото, видеосъемки, приглашение с телевидения.                                                                                                 
  8. «Читать интересно!» — конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка».                                                                                      
  9.             Организация фотовыставки. Издание фотоальбома по итогам конкурса «Мой волшебный рюкзачок». Организация экскурсий по фотовыставке                                                          
  10. Праздничная программа. Подведение итогов акции «Волшебный рюкзачок». Подведение итогов конкурса сочинений «Мой любимый герой», фотоконкурса. Награждение активных участников, победителей конкурсов.
  11. Создание слайд – презентации по итогам проекта «Мир, увиденный сквозь книгу»

Из истории проекта

Первыми участниками проекта стали активные читатели и друзья библиотеки ученики 3 «б» класса СОШ №2 г. Улан-Удэ. На празднике прозвучали стихи о книгах, о чтении, о любимых книжных героях. «Волшебный рюкзачок» был торжественно передан библиотечным домовёнком Кузькой в семьи учеников 3 «б» класса Шестаковой Леры и Балсанова Алдара, а дальше «кольцевой почтой» рюкзачок путешествовал из семьи в семью. В рамках проекта была подготовлена книжная выставка «Читаем вместе»

 

 

Обращение для детей:

Дорогой друг!

Ты стал участником литературного проекта «Волшебный рюкзачок». «Волшебный рюкзачок» - это ранец, в котором для тебя и для твоих родителей находятся интересные книги, которые ты должен прочитать за десять дней.

- Пожалуйста, внимательно прочитай их и не забывай заполнять читательский дневник, который мы приготовили для тебя и, где ты должен выразить своё отношение к книге.

- В рамках проекта объявлен конкурс «Мой любимый герой книги», напиши сочинение о том, что тебе понравилось, поделись с другими своими впечатлениями.

- Через десять дней рюкзачок передашь другому участнику, потому, что в нашем проекте используется принцип «кольцевой почты» - рюкзачок передается из одной семьи в другую.

- В течение учебного года «Волшебный рюкзачок» будет путешествовать по семьям твоих одноклассников. А итоги будут подведены 15 мая в Международный день Семьи. В этот день состоится праздник «Мир, увиденный сквозь книгу», на котором пройдет награждение победителей конкурса и презентация фотовыставки.

 

Обращение для родителей:

Уважаемые родители!

Вы стали участником литературного проекта «Волшебный рюкзачок», организованного Центром детского чтения им. Б. Абидуева РДЮБ.

Для вас в рюкзачке:

-   памятка родителям «Семейное чтение»;

-   рекомендации родителям «Что читать вашему ребенку»;

-   журналы «Семейное чтение»;

- рекомендательный список литературы для родителей «Воспитать      книгочея»;

- советы детского библиотекаря «Ребенок и чтение»;

-   книги для совместного чтения с детьми

Убедительно просим вас, обратить внимание на рассказы Виктора Голявкина «Совесть» и Леонида Пантелеева «Честное слово» обсудить его с детьми   (вопросы для обсуждения прилагаются).

В рамках проекта объявлен фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок». Просим вас, дорогие родители, фотографировать интересные моменты совместного чтения, которые будут представлены на фотовыставке.

Следите за ведением читательского дневника и за тем, как дети читают и пишут сочинение. Каждый день постарайтесь читать с детьми книги из рюкзачка

 

Вопросы к обсуждению рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»

1.Почему автор сожалеет, что не узнал имени мальчика, стоявшего на посту?

2. Почему мальчик безутешно плакал и почему отказался идти домой, и уже был вечер и все играющие, те, кто должен был сменить часового или снять его с поста, разошлись по домам?

3. Что для мальчика означало данное им честное слово?

4. Какая мысль пришла в голову прохожего, чтобы выручить мальчика?

5. Можно ли ручаться, что из мальчика с такой сильной волей, с таким крепким словом вырастет настоящий человек?

6. Встречались ли вам в жизни, в книгах или в кино такие люди?

7. Вызывают ли они у вас уважение и желание на них походить?

        

В рамках проекта прошли конкурсы «Лучшая читающая семья», фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Проводились литературно-игровые мероприятия по книгам из «Волшебного рюкзачка». Так очень интересно прошло творческое занятие «Читаем вместе» с конкурсами, играми, викторинами по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка» с участниками проекта. Дети совершили литературное путешествие по страницам прочитанных книг, участвовали в викторине: «Подбери слова из текста», «Выбери правильный ответ», находили ошибки в названиях произведений, играли в пословицы «К каким из перечисленных рассказов можно отнести представленные пословицы», принимали участие в обсуждении маленьких рассказов из «Волшебного рюкзачка». В завершение, участники рассказали о своих впечатлениях: какой рассказ понравился, какой эпизод в книгах запомнился, какие любимые герои появились, с кем хотелось бы подружиться и кому подражать.

2.jpg

100_8497.jpg

Одно из занятий проекта «Волшебный рюкзачок» - экскурсия по фотогалерее «Читаем вместе». Занятие было творческим, с активным участием детей. Участники проекта придумывали названия своим снимкам – моментам из жизни «рюкзачка», комментировали и защищали свои фотографии, представленные на конкурс «Мой волшебный рюкзачок», рассказывали о понравившихся эпизодах из книг. Приняли участие в литературной викторине «Парад литературных героев» из «Волшебного рюкзачка».

100_8530.jpg

Новая папка 343.jpg

Проект завершился праздником «Мир, увиденный сквозь книгу». Первые участники проекта учащиеся 3 «б» класса и новые его участники учащиеся 2 «а» и 2«б» классов СОШ №2 познакомились со слайд – презентацией «Мир, увиденный сквозь книгу», составленной по результатам проекта. Участники проекта познакомили присутствующих с книгами из рюкзачка, разыграли сценки по маленьким рассказам Виктора Голявкина «Закутанный мальчик», «Как мы на самолете летали», «Как я писал стихи», по рассказам Валентины Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка», «До первого дождя», инсценировку стихов Юнны Мориц «Волшебный ларец». А книгу «Птицы» из серии «Удивительный мир» дети представили рассказом о разных птицах, стихами и песней «Мы хотим, чтоб птицы пели». Торжественным моментом праздника стало награждение победителей. В номинации «Лучшая читающая семья» победителем стала семья Дамбаева Нимы. В номинации «Лучшее сочинение» победителем стал Баклашов Алеша. В номинации «За лучшее ведение дневника» стала Загедулина Алина. Победителем фотоконкурса «Мой волшебный рюкзачок» стал Бандеев Валера. Праздник завершили песней «Дорогою добра». Рюкзачки были торжественно переданы учащимся 2 «а» и 2 «б» класса СОШ №2 г. Улан0удэ. И с этого момента «Волшебный рюкзачок» начинает новое путешествие….

DSC00266.JPG

100_8575.jpg

DSC00344.JPG

Из сочинений:

Вика Чимитцыренова: «Очень люблю читать в библиотеке и теперь буду думать о прочитанном, задумываться о том, чему научила меня книга, что в ней понравилось».

Баклашов Алеша: «Когда я прочитал книги из «Волшебного рюкзачка» мне стало ясно, почему его назвали «волшебным» Мне очень понравились рассказы, которые написала Валентина Осеева. Я переживал и радовался вместе с героями книги…»

Баяндуев Сергей: «Прочитав книги из «Волшебного рюкзачка» я решил, что я буду внимательным к окружающим, уважать старших, не буду забывать говорить волшебные слова».

Балсанов Алдар: «Научился мыслить, думать, рассказывать. А еще как надо и как не надо себя вести. Я полюбил сказки и книги об истории Бурятии».

Дамбаев Нима: «Мне понравился «Волшебный рюкзачок». Мы с мамой стали вместе читать каждый день и это очень здорово!» Спасибо «Волшебному рюкзачку!»

Классный руководитель Ольга Викторовна Гареева: «Благодаря проекту дети стали лучше читать и лучше учиться. Родители стали больше уделять время совместному семейному чтению»

Мама Дамбаевой Нимы - Раиса Балдановна: «Нам очень понравился проект «Волшебный рюкзачок», так как он создает в семье благоприятный климат благодаря книге, совместному чтению»

 

 

Рекомендуемый список литературы для «Волшебного рюкзачка»

 

Для детей:

1. Голявкин, В.В. Рисунки на асфальте / В. Голявкин. – М. : Астрель, 2006. – 224 с.: ил.

2. Драгунский, В.Ю. Денискины рассказы / В.Драгунский. - М. : Росмэн, 1998. – 113 с.

3. Осеева, В. Волшебное слово / В.Осеева. – М. : Детская литература, 2008. – 96 с.

4. Пантелеев, Л. Честное слово : рассказы / Л. Пантелеев,

худ. Е.И.Орлов. – М. : -Дрофа-Плюс, 2005. – 157 с.

5. Печерская, А.Н. Дети – герои Великой Отечественной войны / Д. Печерская. – М. : Дрофа-Плюс. – 2007. – 166 с.

6. Рассказы о юных героях / сост. Р. Данкова. – М. : Оникс, 2010. – 192 с. : ил.

 

Для родителей:                       

  1. Запаренко, В. Поиграем в сказку Буратино, Чиполлино / В. Запаренко. - Санкт – Петербург : Нева, 2002. – 63 с.
  2. Детям на потеху : загадки, считалки, потешки, прибаутки, пословицы. – М. : Глобулус, 2005. – 64 с. – (Начальная школа. Читаем сами).
  3. Лопатина, А. А. Беседы и сказки о семье : 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А.А.Лопатина. – М. : Амрита-Русь, 2009. – 176 с. : ил. - (Семейное воспитание).
  4. Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы / Т.Б. Полянская. – М.: Детство- Пресс, 2011. – 96 с.
  5. Зубкова, Н.М. Точка, точка, запятая, минус, рожица    кривая / Н.М.Зубкова. – СПб : Речь, 2011. – 62 с.

 

 

Проект «Волшебный рюкзачок» не закончил свое путешествие, в нем принимают участие другие дети и их родители.

 

В добрый путь «Волшебный рюкзачок»!

 

Руководитель проекта - Самбуева Людмила Михайловна, гл. библиотекарь Центра чтения детей (пр. Победы, 5), тел. для справок: 21-46-72

Назад к проектам

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?