Интервью с Саяной Хомоновой

Интервью с Саяной Хомоновой

«Здорово, что фестиваль про любовь к книгам появился в Улан-Удэ»

Фестиваль «Бумажный ключ» пройдет 5-6 июня в Улан-Удэ. В преддверии  фестиваля мы поговорили с иллюстратором Саяной Хомоновой – автором визуального образа «Бумажного ключа».

— Расскажи, пожалуйста, как появились главные герои, которых мы видим на афишах и буклетах фестиваля.

— Основные герои появились, когда фестиваль проводился в первый раз. Я отталкивалась от названия. Смысл «Бумажного ключа» в том, что через книги мы открываем для себя что-то новое. Поэтому я использовала бумажную технику – сканировала рисунки и накладывала их на деревянную поверхность, больше работы делала руками. 
В прошлом году мы решили немного обновить образы, сделать их более свежими, лёгкими. И если в первый раз я стремилась к чему-то рукотворному, то при обновлении мне захотелось больше компьютерной графики. Герои остались прежними, только теперь выполнены они в другой технике. 

— Есть ли прототип у главной героини – девочки с бумажным ключом?

— В моих работах часто появляются девчачьи образы. И когда мы задумывали визуальный стиль фестиваля, у меня в голове сразу появилась читающая девчонка. Возможно, я увидела в ней свою дочку Сарану. Но читают, конечно, не только девочки, но и мальчики. Поэтому среди героев есть мальчик, который лежит и читает. Он тоже всем нравится. 

— Ты принимала участие в первом фестивале. Расскажи, как это было?

— Очень круто, что фестиваль про любовь к книгам появился в Улан-Удэ. Многие дети и так любят читать, но некоторым книги кажутся скучными. В моих детских воспоминаниях, например, библиотека – это что-то суровое. А тут наоборот – веселое открытое библиотечное мероприятие. Было много интересного для детей, но и сами дети были интересные. На мастер-классе Анны Масленниковой по созданию историй были подростки, которые хотят писать. На моем мастер-классе по иллюстрации были дети, которые хотят стать иллюстраторами. Это так необычно, потому что в моем детстве мы даже не знали такого слова – «иллюстратор». А сейчас дети ближе к этому, могут задумываться заранее о какой-то интересной профессии.

— Недавно вышла твоя новая книга «Байгалай тоонууд». Какой она получилась?

— В прошлом году мне хотелось тяжелого труда, поэтому первая книжка «Хүдөөгэй зун» («Лето в деревне») была наполнена мелкими деталями. В этот раз я задумала сделать лёгкую книжку, на одном дыхании. В книге «Байгалай тоонууд» («Байкальский счёт») ребёнок может и читать, и рисовать. Она про счёт, но с несложной маленькой историей. Друзья гуляют по Байкалу, а дети считают то, что встречается им на пути. Также мы здесь затронули тему экологии – в одном эпизоде герои собирают мусор. Эта тема сейчас волнует многих, но мы не хотели подавать её в назидательном ключе.
Я рада, что книга полностью трехъязычная – на русском, бурятском и английском языках. Можно сразу посмотреть, как переводится какая-то фраза. Получилось, что книжка не только для малышей, которые изучают счёт, но и для подростков, которые могут таким способом изучать языки. 

— Кто главный в твоих книгах – иллюстратор или писатель?

— У нас тандем со Светой Шантагаровой, я отвечаю за иллюстрации, она – за текст. Книжку «Байгалай тоонууд» мы придумали вместе. Сначала у меня была идея – считать в книге до ста, но Света предложила облегчить счёт, ограничиться десятком, и придумала небольшую историю. Конечно, это больше книжка-картинка, чем книжка-текст. Думаю, для младших детей как раз важнее иллюстрации, а для подростков – уже текст.

Пять вопросов иллюстратору Саяне Хомоновой


Твоя любимая книга?

Из детских современных книжек мне очень понравилась «Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти. Впечатлила «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары. Очень нравится Владимир Набоков за его ритм и то, как он играет со словами. 
Что читает дочка?
Недавно прочитали смешную книгу «Принц и Свинтус» Питера Бентли, «Театральные сказки» Илзе Лиепы, «Спокойной ночи, Миюки!» с красивыми иллюстрациями и забавной историей. Хотим начать Муми-троллей, пока смотрели только мультики.

Твоя любимая книга в детстве?

Истории о Крокодиле Гене, наверное, потому что это первая книжка, которую я прочитала сама. 

Классика или современные книги?

Сарана любит слушать старые европейские сказки, но мне они кажутся пугающими. Из классики мне больше всего нравятся сказки Пушкина, в них нет такой явной морали, а «Сказка о царе Салтане» - просто очень красивая. Мне нравится, что современные книги поднимают какие-то важные проблемы. Вот, например, «Мой дедушка был вишней» - о том, как справится с тем, когда родные умирают. На фестивале книжной иллюстрации и визуальной литературы «Морс» я видела много швейцарских книжек на подобные темы. Запомнились очень красивая детская книга про деменцию или про то, как провести лето в городе, если не получается уехать на отдых.

Как ты выбираешь книги для дочки?

Прежде всего, я смотрю на картинки. Для меня важно, чтобы книга меня саму вдохновляла, и чтобы сюжет был интересный. Я подписана на Instagram издательств «Самокат», «МИФ»,»Поляндрия» – у них куда ни ткни, всё будет классное. А если бы книги для себя выбирала только Сарана, у нас были бы одни принцессы.

Автор Лена Калашникова