Фестиваль «Бумажный ключ» пройдет 5-6 июня в Улан-Удэ. В преддверии фестиваля мы поговорили с иллюстратором Саяной Хомоновой – автором визуального образа «Бумажного ключа».
— Расскажи, пожалуйста, как появились главные герои, которых мы видим на афишах и буклетах фестиваля.
— Основные герои появились, когда фестиваль проводился в первый раз. Я отталкивалась от названия. Смысл «Бумажного ключа» в том, что через книги мы открываем для себя что-то новое. Поэтому я использовала бумажную технику – сканировала рисунки и накладывала их на деревянную поверхность, больше работы делала руками.
В прошлом году мы решили немного обновить образы, сделать их более свежими, лёгкими. И если в первый раз я стремилась к чему-то рукотворному, то при обновлении мне захотелось больше компьютерной графики. Герои остались прежними, только теперь выполнены они в другой технике.
— Есть ли прототип у главной героини – девочки с бумажным ключом?
— В моих работах часто появляются девчачьи образы. И когда мы задумывали визуальный стиль фестиваля, у меня в голове сразу появилась читающая девчонка. Возможно, я увидела в ней свою дочку Сарану. Но читают, конечно, не только девочки, но и мальчики. Поэтому среди героев есть мальчик, который лежит и читает. Он тоже всем нравится.
— Ты принимала участие в первом фестивале. Расскажи, как это было?
— Очень круто, что фестиваль про любовь к книгам появился в Улан-Удэ. Многие дети и так любят читать, но некоторым книги кажутся скучными. В моих детских воспоминаниях, например, библиотека – это что-то суровое. А тут наоборот – веселое открытое библиотечное мероприятие. Было много интересного для детей, но и сами дети были интересные. На мастер-классе Анны Масленниковой по созданию историй были подростки, которые хотят писать. На моем мастер-классе по иллюстрации были дети, которые хотят стать иллюстраторами. Это так необычно, потому что в моем детстве мы даже не знали такого слова – «иллюстратор». А сейчас дети ближе к этому, могут задумываться заранее о какой-то интересной профессии.
— Недавно вышла твоя новая книга «Байгалай тоонууд». Какой она получилась?
— В прошлом году мне хотелось тяжелого труда, поэтому первая книжка «Хүдөөгэй зун» («Лето в деревне») была наполнена мелкими деталями. В этот раз я задумала сделать лёгкую книжку, на одном дыхании. В книге «Байгалай тоонууд» («Байкальский счёт») ребёнок может и читать, и рисовать. Она про счёт, но с несложной маленькой историей. Друзья гуляют по Байкалу, а дети считают то, что встречается им на пути. Также мы здесь затронули тему экологии – в одном эпизоде герои собирают мусор. Эта тема сейчас волнует многих, но мы не хотели подавать её в назидательном ключе.
Я рада, что книга полностью трехъязычная – на русском, бурятском и английском языках. Можно сразу посмотреть, как переводится какая-то фраза. Получилось, что книжка не только для малышей, которые изучают счёт, но и для подростков, которые могут таким способом изучать языки.
— Кто главный в твоих книгах – иллюстратор или писатель?
— У нас тандем со Светой Шантагаровой, я отвечаю за иллюстрации, она – за текст. Книжку «Байгалай тоонууд» мы придумали вместе. Сначала у меня была идея – считать в книге до ста, но Света предложила облегчить счёт, ограничиться десятком, и придумала небольшую историю. Конечно, это больше книжка-картинка, чем книжка-текст. Думаю, для младших детей как раз важнее иллюстрации, а для подростков – уже текст.
Твоя любимая книга?
Из детских современных книжек мне очень понравилась «Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти. Впечатлила «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары. Очень нравится Владимир Набоков за его ритм и то, как он играет со словами.
Что читает дочка?
Недавно прочитали смешную книгу «Принц и Свинтус» Питера Бентли, «Театральные сказки» Илзе Лиепы, «Спокойной ночи, Миюки!» с красивыми иллюстрациями и забавной историей. Хотим начать Муми-троллей, пока смотрели только мультики.
Твоя любимая книга в детстве?
Истории о Крокодиле Гене, наверное, потому что это первая книжка, которую я прочитала сама.
Классика или современные книги?
Сарана любит слушать старые европейские сказки, но мне они кажутся пугающими. Из классики мне больше всего нравятся сказки Пушкина, в них нет такой явной морали, а «Сказка о царе Салтане» - просто очень красивая. Мне нравится, что современные книги поднимают какие-то важные проблемы. Вот, например, «Мой дедушка был вишней» - о том, как справится с тем, когда родные умирают. На фестивале книжной иллюстрации и визуальной литературы «Морс» я видела много швейцарских книжек на подобные темы. Запомнились очень красивая детская книга про деменцию или про то, как провести лето в городе, если не получается уехать на отдых.
Как ты выбираешь книги для дочки?
Прежде всего, я смотрю на картинки. Для меня важно, чтобы книга меня саму вдохновляла, и чтобы сюжет был интересный. Я подписана на социальные сети издательств «Самокат», «МИФ»,»Поляндрия» – у них куда ни ткни, всё будет классное. А если бы книги для себя выбирала только Сарана, у нас были бы одни принцессы.
Автор Лена Калашникова