«Кукуля» — это не книжный, а детский магазин

17.10.2022

Фестиваль «Бумажный ключ» состоится 21–22 октября в Республиканской детско-юношеской библиотеке. Гостем фестиваля станет детский магазин «Кукуля» из Иркутска. Его основательница Мария Бызова рассказала нам о том, как создавался магазин, сколько смыслов таится в названии и кто же она — героиня озорного логотипа.

 

— Мария, расскажите, пожалуйста, о том, как появился магазин «Кукуля»? Какая у него история рождения?

— Магазин появился очень органично. Мой ребёнок пошёл в детский сад, и я отправилась вслед за ним — работать в этом детском саду. В течение семи лет помимо воспитательного процесса я занималась ещё и закупками подарков для детей к разным праздникам. За это время я поняла, насколько трудно найти те вещи, которые будут и нравиться, и служить гармоничному развитию детей. В то же время знакомилась с миром детских книг и развивающих игр и игрушек. Детский сад стал моим большим университетом, но пришла пора покинуть это потрясающее место. Мне хотелось, чтобы как можно больше детей росло в среде, гуманистически настроенной по отношению к ним и их детству. Так и родилась идея создания магазина.

Моим стартовым капиталом стали отпускные из детского сада, а магазин сначала располагался у нас дома. Первыми покупателями были друзья, потом начали приходить друзья друзей. Спустя два года такой работы мы решили, что пора уже открывать какое-то отдельное место — так и появилась «Кукуля».

— А как возникло название и что оно значит?

— Мы перебрали сотню названий, всё было не то. И тут муж вспомнил историю. Его соседями когда-то была семья с Юга, и они всех своих детей ласково называли кукулями. Мне показалось это слово идеальным — такая игра слов, ни на что не похожая. Теперь я постоянно ищу «кукулю» в разных словарях на разных языках. Например, в итальянском языке есть похожее слово, которым называют голубя. Это и растение с такой кругленькими коробочками-плодами, и причёску так называют женщины в возрасте. А как только покупатели не произносили название! И «Какуля» — так смешно, по-детски, и «КукулЯ» с ударением на последний слог на французский манер. Сколько веселья даже в том, как ты пытаешься его произнести. Это лучшее, что мы могли придумать!

— Кто эта девочка на вашем логотипе? У неё есть реальный прототип?

— Когда мы придумали название, я собрала много-много картинок и отправила их дизайнеру. Мне было важно отразить идеальное детство. Это должен был быть ребенок, который воспитывается гармонично, счастливо. Было много отвергнутых вариантов, пока дизайнер не прислала эту девочку, повисшую вниз головой. Все думают, что это моя дочь. Но образ срисован с другой моей знакомой девочки, которая уже несколько лет живёт в другой стране.

— Расскажите, сколько лет магазину? Как он рос и трансформировался?

— Официально «Кукуля» открылась в 2016 году. Если не считать два года работы из дома. Идея магазина в том, что он не книжный. Он — детский. В первое семилетие самая главная настройка в ребёнке — это игра. Всё, что вокруг него в это время, должно давать импульс к игре. Позже появляется другая деятельность — мышление и чувственное переживание того, что мир — это творчество. В основе магазина как раз и лежит это триединство — творчество, книги и игрушки.

Три года назад «Кукуля» приросла «Переплётом». Среди постоянных покупателей была мама, которая приходила за книгами для своего сына. Это была Инна Миронова. У нас оказалось много общих ценностей и одно общее желание открыть магазин уже для взрослых, который бы отличался от сетевых книжных уникальной подборкой. Теперь мы вместе развиваем еще и взрослое направление.

— Кто приходит в магазин? Есть ли у вас постоянные гости?

— Наши покупатели — самые разные люди. Бывают и семьи, и гости без детей, и уже подросшие ребята — это все, кто нас любит. Постоянные покупатели, конечно, тоже есть. До сих пор приходят люди, которые покупали книги ещё у меня дома.

Есть много разных историй, связанных с покупателями, но вот одна запомнилась особенно. Во время пандемии мы развозили книги по домам, долгое время не видели наших любимых посетителей. Вот мы, наконец, снова открылись, и к нам приходит семья со словами: «А мы тут еще одну новенькую девочку завели на карантине!». Такие вот тёплые новости на фоне печальных событий.

— Наверняка к вам приходят не только за книгами. Какие события вы проводите?

— Самым первым нашим событием была «Книжная поляна», потом появился «Праздник чтения», который мы проводим три раза в год в разных местах Иркутской области. В течение года также происходит много событий вокруг книг: приезжают писатели и иллюстраторы, мы проводим игры и психологические встречи, кино смотрим, чай пьём вместе. В общем, всячески пытаемся жить.

— С чем «Кукуля» приедет на «Бумажный ключ»?

— На фестиваль приедет руководитель «Переплёта» Инна Миронова и мои соорганизаторы «Праздника чтения» — писательница Анна Масленникова и директор «Гумбольдт Центра» Любовь Окладникова. С собой наша делегация привезёт книги издательства «Пешком в историю». Мы давно с ними работаем и очень их любим. За неделю до «Бумажного ключа» у нас самих проходил «Праздник чтения» в Киренске. Вместе с нами туда приезжали организатор фестиваля иллюстрации «МОРС» Анна Чефранова, поэт и книжный блогер Ольга Лишина и писательница Евгения Гюнтер, которая рассказывала про книги издательства. Все эти знания и большую любовь мы привезем к вам в Улан-Удэ.

Топ-5 книг, которые рекомендует детский магазин «Кукуля»:


1. «Мы живем в Древнем Египте» и другие книги серии

2. Серия книг про мышек Самми и Юлию

3. «Книга холода, льда и снега»

4. «Горы мира. История восхождений и открытий»

5. «История письменности: от клинописи до эмодзи»


Беседовала Лена Калашникова