Из чего рождаются книжные магазины?

17.10.2022

Открыть маленький книжный магазин в месте, где несколько сетевых гигантов, и во время, когда что угодно можно заказать по интернету, — довольно странная идея. И она появилась настолько же спонтанно, насколько была подготовлена заранее. Сложно сказать, когда именно я решила открыть «Калашников». Теперь кажется, что жизнь меня готовила к этому с самого начала.

Я училась на филологическом факультете. Там мы настолько игнорировали современную литературу, что казалось, будто её вообще не существует. Поэтому после выпуска моим предметом самостоятельного изучения стал современный литературный процесс. До сих пор я только этим и занимаюсь — исследую то, что произошло после Довлатова и Набокова. А произошло много всего интересного!

Во время учёбы и немного после я работала в сетевом книжном магазине. Мне очень нравилось принимать новые поставки, выставлять книги на полки, рекомендовать что-то покупателям. Но совершенно не нравилось то, что слово «магазин» было главнее слова «книжный». Мы не должны были оставлять своим клиентам выбора и времени — нам нужно было просто что-нибудь продать. Ещё меня очень огорчало то, что закупали в магазины популярную литературу - книги по психологии, детективы и фантастику. А современная проза, которая меня в то время так сильно интересовала, на полках появлялась редко.

После рождения ребёнка книжная жизнь закрутилась ещё быстрее. Я стала интересоваться теперь и детской современной литературой. Да, конечно, сначала мы скупили всё классическое — Чуковский и Барто, Маршак и Сутеев. А что дальше? Я уверена, что вкус нужно прививать человеку с младенчества — поэтому книжкам с глазками я сказала твёрдое «нет». И отправилась искать в интернете, что же пишут для малышей современные писатели.

Оказалось, что сейчас настоящий ренессанс детской литературы. Миллионы талантливых авторов и тонких иллюстраторов, сотни чутких издателей и переводчиков, на любой возраст, любой вкус и умение читать — вам только нужно чуть-чуть покопаться и снять слой некачественной книги из масс-маркета. С появлением ребёнка меня захлестнуло лавиной прекрасного.

Примерно в то же время я познакомилась с Детско-юношеской библиотекой, где есть бОльшая часть этого прекрасного. Мы с Ваней стали постоянными её жителями. На фоне общих ценностей мы быстро подружились с директором и сотрудниками библиотеки. По дружбе и большой любви появились наши первые совместные проекты. Мы сделали множество тематических книжных подборок для читателей, организовали лекции о чтении для детей и родителей, записали сезон видеоблога «Детская полка».

К этому времени все разговоры с друзьями сводились к книгам. Очень органично появился мой «Книжный рок-клуб» — маленькое сообщество, построенное на интересе к современной литературе, чувстве юмора и любви к хорошей еде. За три года мы вместе прочитали и обсудили около сотни книг: от Маргарет Этвуд до Марины Степновой, от Исая Калашникова до Питера Хёга.

А потом на зимних каникулах я случайно наткнулась на курс проекта «Мастера» о том, как открыть книжный магазин. Начинала его смотреть я просто из любопытства, а закончила с планом и пониманием, что книжный — именно то, к чему я шла.

Так, в 2021 году в передышках между локдаунами я открыла маленький независимый книжный «Калашников», вложив немного своих сбережений и много, очень много любви. Первыми покупателями стали люди из книжного сообщества, которое я формировала всё это время. За полтора года аудитория растёт и крепнет, мы с магазином обрастаем традициями и прекрасной компанией.

Название «Калашников» таит в себе много смыслов. Прежде всего, Калашниковы — фамилия моей семьи. Каждый из нас вносит свой вклад: муж возит книги, сын читает и комментирует всё детское. Это семейный магазин в самом прямом смысле. Следующий слой связан с уважением к прошлому и к своему месту. Мне очень хотелось назвать магазин литературным именем, но таким, чтобы оно значило для Улан-Удэ чуть больше, чем для остальных. Поэтому выбор пал на имя писателя Исая Калашникова. Особое удовольствие и честь для меня рассказывать о писателе коллегам из других регионов.

Кстати, почему независимый? Это слово придумала не я, это устоявшееся определение к книжным, которые не зависят от продаж и предлагают книги, отличные от ассортимента масс-маркета. Вот наши главные отличия от сетевого книжного:
* место ассоциируется с его создателем (а часто и все должности от грузчика и уборщика до бухгалтера и SMM-щика занимает создатель);
* весь ассортимент тщательно отбирается куратором, часто это книги маленьких издательств, которым закрыта дорога в книжные гиганты;
* магазин становится «третьим местом», в котором человеку приятно проводить время. Первое и второе места — это дом и работа.

По поводу последнего пункта. В «Калашников» люди приходят не только за покупками. Мы устраиваем встречи на разные темы, книжные клубы для детей и взрослых, викторины, вечеринки, посиделки и гаражные распродажи. А ещё мы много говорим. Это самая частая история — когда человек заходит на пять минут, а остаётся на час. Частая и моя любимая!

Иметь свой книжный магазин и бесконечно читать книги — мечта любого маленького «книжного червя». В детстве я тоже о таком мечтала. Но в исполнении этого желания есть подвох: если ты выбираешь первое, на второе просто не хватит времени. Зато благодаря моему малышу-книжному становится намного больше тех, кто может исполнять вторую половинку мечты — бесконечно читать книги.



Топ-5 книг, которые рекомендует независимый книжный «Калашников»:

1. «Мамины волосы» от издательства «Поляндрия». Метафорическая, но очень понятная книга для малышей о том, что такое депрессия.

2. «Шоколадная война» от издательства «Розовый жираф». История мальчика, который пытался выстоять против заговора всей школы.

3. «Бабушка! — кричит Фридер» от издательства «Самокат». Уморительные рассказы про озорного мальчика и его озорную бабушку.

4. «Эх! История о маленьком гепарде, который не умел бегать» от издательства «Белая ворона». История о том, что бояться и быть неуверенным — это нормально. И о том, насколько важна поддержка от людей вокруг.

5. «Первый бизнес поросенка Феди» от издательства «Самокат». Через сказку дети получат первые знания о деньгах, экономике и бизнесе.